Изображение веточки кофейного дерева украшает государственные гербы многих стран мира. И это не дань классической геральдике. Это констатация факта, что жизнь и благосостояние, по крайней мере, десяти держав в значительной, а то и определяющей мере зависит от ежегодного урожая кофе.
В ни одном из существующих проектов Государственного Герба России Coffea Arabica (лат.) не фигурирует. Ну не растет она у нас! Но ароматом, а, то и привкусом кофе пропитано немало страниц российской истории. Общеизвестно, что чудотворные свойства кофе открыли где-то в начале средних веков эфиопы. Точнее, не они сами, а их козы. И не где-то в Эфиопии вообще, а в провинции Кахва. Отсюда родное название напитка — сначала кахва, а уже где-то с десятого века, когда он попал на Ближний Восток – «кофе».
«Кофе», да еще и мужского рода его сделали из-за непутевости тогдашних ботаников, которые все перепутали со своей латынью. Ну не может он быть мужского рода — с непредсказуемостью, капризностью, разнообразием, мягкостью и в то же время жесткостью, сладостью и в то же время горечью. Он дарит ясность голове, но принуждает биться сердце. Ну и наконец — тот, кто постигнет кофе по-настоящему, влюбится в него на всю жизнь.
Сначала козы наелись зелененьких плодов то ли деревьев, то ли кустиков — и начали весело кружить, словно в танце. Пастухи доложили то ли коптскому священнику, то ли мусульманскому муфтию. А может и обоим. Главное, что путем проб и ошибок именно муфтий, согласно канонической легенде, пришел к выводу, что зеленые плоды лучше не жевать, а варить. И пить отвар. Правда, знакомый нам цвет, кофе приобрел лишь в середине прошлого тысячелетия, когда его догадались сначала жарить, потом дробить в жерновах. И только триста лет назад догадались, что вся кофейная сущность содержится не в ягоде, а именно в зернышке. Следовательно, корку плодов перестали сушить, жарить, молоть и варить. Только одни зерна!
Историческая объективность требует отметить два истинных факта: послы российские попробовали кофе где-то в шестнадцатом веке. Намного раньше, чем Европа. Однако отношение к этому напитку у них было неоднозначное.
Необходимо объяснение: именно в шестнадцатом веке эфиопский кофе через Йемен и Персию попал в Турцию и стремительно ее пленил. Кафетерии или кофейные дома во всех более-менее крупных городах Османской Империи превратились в своеобразные общественно-политические клубы, где активнейшая часть мужского населения со знанием дела дискутировала вокруг самых болезненных проблем общества и при случае разбалтывала военные и государственные тайны. Естественно, что где-то в уголке незамеченным и, конечно, переодетым под турка сидел наш «Штирлиц». Но! Если за день выпить пять-шесть. Ну, восемь-десять чашек крепкого кофе по-турецки, то это еще кое-как. А если ради конспирации его придется хлебать литрами, потом ночь не спать, а утром опять приступать к работе. Тяжелая все же у разведчиков судьба.
Послам, тем, которые приезжали в Бахчисарай, а то и в Стамбул на очередные переговоры, было с тем кофе вообще не до шуток. Потому что хитрые турки превратили кофепитие в существенный элемент дипломатического протокола. Ну вот – к примеру, сели вы с султаном за стол (точнее, столик, за которым приходилось моститься на корточках), султану и его туркам подают кофе с пенкой, а послам — без. Ваши действия? Ни в коем случае даже не прикасаться к чашке! Не то, чтобы отхлебнуть или – не дай бог — выпить! Кофе, поданный без пенки, у турков и до сих пор считается знаком призрения и унижения. Если вы этого не знаете, то по тем временам в лучшем случае переговоров просто не будет. В худшем — вашими отрубленными головами украсят одну из центральных площадей имперской столицы.
Поэтому будущих переговорщиков поучали не раз и не два:
— Если турки подали вам кофе без пенки, вы, молча, пренебрежительно взгляните на чашку и переводите взгляд над их головами в окно. И молчите до тех пор, пока вам через то же окно не покажут с наружи только, что отрубленную голову кофевара на копье. И не подадут кофе с пенкой.
Кстати, то, что вам подали в начале переговоров настоящий кофе, еще ничего не означает. Здесь главное — сравнить вкус и крепость первой порции со следующими. Если они идентичны — нужно искать новых аргументов в свою пользу. Если вторая чашка лучше первой, так и знайте — турки склонны выслушать, что вы им скажете дальше.
Но главное здесь — финал. То есть, если у «финального» кофе вкус непревзойденный, то «все на мази». Если он такой же, как и предыдущий — предлагайте отложить переговоры на более удобное время.
Читайте также: Кофе по-турецки: рецепт утренней бодрости
Автор: Ася Новикова