Tele2, альтернативный оператор мобильной связи, c помощью технологии big data проанализировал рынок сервисов доставки еды в Москве и области. Оператор составил портрет москвича, предпочитающего покупать продукты онлайн и заказывать готовую еду из ресторанов на дом. Сервисы по доставке еды с ноября 2019 года по март 2020 года приняли более 6 млн заказов от столичных абонентов Tele2. При этом на доставку из ресторанов пришлось 54% онлайн-заказов еды.
Сегодня столичный рынок готовой еды показывает беспрецедентные темпы роста. По данным опроса HSBC, доля частых покупателей онлайн-супермаркетов среди россиян за полтора года выросла на 11 п. п., а готовую еду хотя бы раз в неделю заказывает треть опрошенных в столичном регионе.
Специалисты Tele2 из проектного офиса big data провели исследование и проанализировали активность столичных абонентов при использовании шести популярных сервисов доставки готовой еды и продуктов. В исследовании учитывались клиенты, которые при регистрации получили соответствующее SMS. Для точности оценки в выборке участвовали только уникальные абоненты в пределах каждого месяца.
Рейтинг популярных сервисов доставки еды в Москве (среди абонентов Tele2)
- «Перекрёсток» – 40%
- Delivery Club – 27%
- «Яндекс.Еда» – 17%
- «Яндекс.Лавка» – 9%
- «Утконос» – 6%
- «Кухня на районе» – 1%
В результате на основных игроков рынка – агрегаторов по доставке – пришлось больше половины заказов (54%). Такие результаты обусловлены тем, что готовые решения ресторанного бизнеса способствуют изменению потребительского поведения и позволяют москвичам экономить время. Еще одной причиной роста популярности сервисов стало развитие самих служб доставки и высокий уровень проникновения смартфонов в столичном регионе. По итогам 2019 года доля смартфонов среди телефонов в сети Tele2 в Москве и области превысила 97%.
Лидером по количеству пользователей стала доставка сети «Перекресток» – ее доля среди клиентов Tele2, которые заказывали еду онлайн, составила 40%. Второе место в рейтинге самых популярных сервисов доставки занимает Delivery Club, на который приходится 27% клиентов. На третьем месте оказалась «Яндекс.Еда» – ею воспользовались примерно 17% тех клиентов, кто заказывал продукты и готовую еду онлайн. На четвертом месте по числу пользователей – молодой сервис «Яндекс.Лавка» (9%), который активно набирает популярность благодаря рекордным срокам доставки. Пятую позицию в списке занимает онлайн-гипермаркет «Утконос» с долей в 6%.
Интересно, что при оценке количества заказов картина выглядит иначе: чаще всего абоненты Tele2 пользовались сервисом Delivery Club (43% заказов), на втором месте по частоте обращений – сеть «Перекресток» с долей 23%.
Любопытно, что список лидеров помесячно регулярно менялся с ноября 2019 года. В декабре абоненты Tele2 чаще всего заказывали еду с помощью сервиса «Яндекс.Лавка». При этом в последний месяц года число заказов через «Яндекс.Еда» увеличилось в 6,7 раза в сравнении с ноябрем. В то же время Delivery Club стал лидером января 2020 года – здесь число заказов резко выросло в 9,5 раза по сравнению с декабрем 2019 года. Быстрорастущим игроком рынка стала компания «Кухня на районе». За четыре месяца число пользователей сервиса увеличилось на 20%.
К сервисам по доставке готовой еды и продуктов обращаются москвичи всех возрастов. Аналитика показала, что средний возраст их пользователей среди клиентов Tele2 – 35 лет. При этом доля мужчин и женщин одинакова и не меняется на протяжении четырех месяцев.
Активнее всего еду заказывают жители юга Москвы. Так, с ноября 2019 года на Южный административный округ пришлось 14% всех заказов. В топ-3 также вошли Юго-Западный и Восточный административные округа с долями в 13% и 11% соответственно. Интересно, что Центральный район Москвы, где сосредоточено основное количество всех бизнес-центров, занял только девятую строчку рейтинга. Это обусловлено в том числе тем, что основное число заказов пришлось на новогодние праздники и было отправлено в спальные районы столицы.
Tele2 также оценила активность клиентов по потреблению мобильного интернета. В общем абоненты оператора, предпочитающие ужинать дома, а не в ресторане, за четыре месяца скачали 27 Пб трафика. Самыми активными интернет-пользователями оказались клиенты «Перекрестка». Они скачали и отправили 9,2 Пб интернета. На пользователей «Яндекс.Еды» и «Утконоса» пришлось 17% и 5% от общего трафика соответственно.
Оказалось, что абсолютное число клиентов сервисов доставки еды выбирают устройства компании Apple. При этом среди самых популярных моделей бренда оказались IPhone 7, 6S и XR – их число составило 41%.