Студенты факультета иностранных языков не понаслышке знают, насколько важен сон, которого им вечно не хватает. Они на своём опыте могут прочувствовать, насколько хорошо или плохо происходят процессы запоминания или воспроизведения информации на иностранном языке, когда ты устал, не выспался или, напротив, когда ты бодр и полон сил. Учёные же наглядно демонстрируют эти эффекты путём скрупулёзного изучения исследований работы мозга.
Исследование, проведенное Университетом Южной Австралии (UniSA) и опубликованное в журнале Journal of Neuroscience, показало, что координация двух электрических процессов в спящем мозге значительно улучшает нашу способность запоминать новые слова и усваивать сложные грамматические правила.
В эксперименте с 35 носителями английского языка исследователи отслеживали активность мозга участников, которые учили мини-язык под названием Mini Pinyin, основанный на мандаринском, но с грамматическими правилами, похожими на английский. Половина участников учила Mini Pinyin утром, а затем возвращалась вечером для проверки памяти. Другая половина учила Mini Pinyin вечером и оставалась на ночь в лаборатории, где их мозговая активность записывалась. На следующее утро исследователи проверяли их прогресс. Те, кто спал, показали значительно лучшие результаты по сравнению с теми, кто бодрствовал.
Ведущий исследователь доктор Захария Кросс объясняет, что улучшения, связанные со сном, связаны с синхронизацией медленных волн и веретен сна — паттернов мозговой активности, которые синхронизируются во время медленного сна.
«Эта синхронизация, вероятно, отражает передачу усвоенной информации из гиппокампа в кору, улучшая долгосрочное хранение памяти», — говорит доктор Кросс. «Пост-сонная нейронная активность показала уникальные паттерны тета-волн, связанных с когнитивным контролем и консолидацией памяти, что указывает на сильную связь между вызванной сном синхронизацией мозговых волн и результатами обучения».
Доктор Скотт Куссен подчеркивает важность сна в изучении сложных лингвистических правил.
«Продемонстрировав, как специфические нейронные процессы во время сна поддерживают консолидацию памяти, мы предлагаем новую перспективу – изучение того, как нарушение сна влияет на изучение языков», — говорит доктор Куссен. «Сон — это не просто отдых, это активное, преобразующее состояние для мозга».
Эти открытия австралийских учёных могут также помочь в лечении людей с языковыми нарушениями, включая аутизм и афазию, которые часто сопровождают проблемы со сном. Исследования на животных и людях показывают, что медленные волны улучшают нейропластичность — способность мозга изменяться и адаптироваться в ответ на опыт и травмы.
В будущем исследователи планируют изучить, как динамика сна и бодрствования влияет на изучение других сложных когнитивных задач.
«Понимание того, как работает мозг во время сна, имеет значение не только для изучения языков. Это может революционизировать подход к образованию, реабилитации и когнитивному тренингу», — поясняет доктор Кросс.
Источник: www.sciencedaily.com